АвиаПорт.Ru
30 января 2024, 14:09
Самолётостроителям предстоит сначала построить производство
Правительство Российской Федерации в рамках исполнения поставленных Президентом задач по развитию авиационной отрасли и наращиванию выпуска гражданских самолётов утвердило инвестиционный проект, который позволит расшить узкие места в производстве воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов. Помимо прямого бюджетного финансирования запланировано привлечение средств Фонда национального благосостояния в объёме до 283,8 млрд рублей. Инвестиции в развитие производства должны позволить "Объединенной авиастроительной корпорации" до 2030 года произвести в интересах российских авиакомпаний 609 новых отечественных самолётов. И этот инвестпроект – лишь часть мероприятий, нацеленных на выполнение масштабного и амбициозного плана по производству к концу десятилетия более чем 1800 гражданских воздушных судов.
Распоряжение, утверждающее паспорт инвестиционного проекта "Комплексная программа по расширению производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, реализуемая Государственной корпорацией "Ростех" за номером № 7-р было подписано Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным 13 января 2024 года.
Комментируя этот документ в ходе состоявшегося 15 января 2024 года оперативного совещания с вице-премьерами, глава правительства подчеркнул, что утверждённая программа предусматривает расширение производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов. Правительство разрешило использовать для её финансирования средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Подписанный документ предусматривает техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей и проведение опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы. "В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей большой страны", - подчеркнул М. Мишустин.
Инвестиционный проект содержит огромный объём информации, дающей представление о масштабе и направлениях работ, связанных с техническим перевооружением предприятий и проведением работ по совершенствованию комплектующих изделий для новых отечественных лайнеров. Глубокая проработка документа даёт все основания считать, что планы выпуска гражданской авиатехники детально просчитаны и строго выверены. Впрочем, авторы документа отмечают и наличие рисков реализации инвестпроекта, указывая на то, каким образом эти риски можно будет парировать.
609 самолётов производства ОАК к 2030 году
Инвестиционный проект преследует несколько целей, определённых документами стратегического планирования более высокого уровня, в том числе Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года.
Эти цели обозначены вполне конкретно. Во-первых, предполагается расширение производства отечественной авиационной техники, ориентиром являются показатели Комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Согласно этому документу, к 2030 году авиапромышленники должны выйти на темпы выпуска воздушных судов Superjet 100 (SJ-100, в Комплексной программе используется предыдущее наименование самолёта SSJ-NEW) – 20 штук в год, МС-21-310 в импортозамещённом облике – 72 штуки в год, Ту-214 – до 20 штук в год, Ил-114-300 – до 12 штук в год и Ил-96-300 – до двух машин ежегодно. Вторая цель – обеспечение транспортной независимости Российской Федерации, опять же с ориентиром на Комплексную программу, в которой планируется производство к 2030 году 142 самолётов SJ-100, 270 самолётов МС-21-310, 115 Ту-214, 70 Ил-114-300 и 12 Ил-96-300. Третья цель – создание системы послепродажного обслуживания этих воздушных судов.
У многих обывателей возник резонный вопрос: почему ранее речь шла о более чем тысяче гражданских самолётов, которые предстоит построить к 2030 году, а сейчас председатель правительства заявляет только о 600 бортах? Неужели в правительстве решили "урезать осетра"? На самом деле, о снижении планки по производству авиатехники гражданского назначения речи не идёт. Просто М. Мишустин анонсировал утверждение паспорта одного из инвестиционных проектов, а инвестпроекты – это финансово-управленческие инструменты, своего рода "столовые приборы", с помощью которых предполагается "есть слона по частям".
Внесём ясность. Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года даёт федеральным органам исполнительной власти и региональным властям ориентиры по объёму пассажирских перевозок, выполняемых отечественной гражданской авиацией на горизонте до конца десятилетия. Минтранс России дал оценку – сколько миллионов пассажиров российские авиакомпании обслужат на внутренних и международных направлениях, а также рассчитал, какие провозные ёмкости потребуются для достижения такого пассажиропотока в разбивке по размерностям воздушных судов. Оценив потенциальные темпы выбытия из парка российских авиакомпаний авиалайнеров иностранного производства, Минтранс России дал ориентиры по потребностям в новых российских самолётах. Подобная работа выполнена и в отношении вертолётной техники. В свою очередь, Минпромторг России оценил этот запрос со стороны транспортной отрасли и сопоставил с возможностями отечественной авиапромышленности. Итогом стало формирование согласованного заказчиками и поставщиками авиатехники плана. И этот план предполагает, что к 2030 году будет произведено и востребовано 609 самолётов выпуска предприятий "Объединенной авиастроительной корпорации" (это "Яковлев", выпускающий SJ-100 и МС-21-310, "Туполев", ответственный за выпуск Ту-214, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, в сфере ответственности которого Ил-96-300 и Ил-114-300), а также 472 самолёта для региональных и местных авиалиний выпуска "Уральского завода гражданской авиации". Кстати, если говорить обо всех гражданских воздушных судах, то Комплексная программа предусматривает выпуск и 764 вертолётов. Так что Председатель Правительства не снижал планку по производству гражданской авиатехники ни на одну единицу.
Финансовые рычаги
Когда цели обозначены, самое время подумать о средствах их достижения. Пожалуй, впервые со времён СССР гражданскому авиастроению уделяется не просто большое внимание – обретение Россией собственных крыльев становится одним из приоритетов в деятельности правительства. Безусловно, масштабные федеральные целевые программы развития гражданской авиационной техники верстались и ранее, однако сейчас мы наблюдаем две новации, которых не встречалось ранее. Во-первых, возросла комплексность подхода. Обеспечение авиатранспортной отрасли достаточными провозными ёмкостями складывается из множества подзадач: нужно разработать и сертифицировать воздушные суда, отвечающие сертификационным требованиям и требованиям рынка; освоить выпуск этой авиатехники; организовать финансирование поставок воздушных судов; обеспечить послепродажное обслуживание и ремонт флота. Особняком стоит задача субсидирования авиаперевозок, когда речь идёт о полётах на местных и региональных воздушных линиях – без субсидий даже самые совершенные самолёты и вертолёты будут привозить эксплуатантам только убытки. Сегодня правительство не упускает из вида ни один из этих аспектов.
Прямое бюджетное финансирование опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов гражданской авиатехники практиковалось и в 1990-е годы, хотя выделяемых на весь авиапром средств не хватало даже и одну полномасштабную самолётостроительную программу. При этом собственных оборотных средств в достаточном объёме у авиапроизводителей не было, а заёмное финансирование было неподъёмно дорогим. Вот почему Федеральные целевые программы, в которых предусматривалось софинансирование из бюджета и из собственных средств авиапроизводителей, зачастую исполнялись далеко не в полном объёме.
Сегодня, с учётом значимости решаемых задач, доля бюджетного финансирования стала более весомой. Кроме того, запущен механизм привлечения средств Фонда национального благосостояния, которые хоть и являются возвратными, но "стоят" всего 1,5 % и выделяются на длительный срок. Паспорт инвестпроекта предполагает, что из общего объёма капитальных вложений, оцениваемых в 1 трлн 003 млрд 051 млн 964 тыс. рублей в ценах соответствующих лет (865 млрд 606 млн 881 тыс. рублей в ценах 2023 года) на бюджетное финансирование придётся 215 млрд 564 млн 059 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет). Эти средства будут представлены в виде субсидий и взносов в уставный капитал в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности". 283 млрд 786 млн 849 тыс. рублей в ценах соответствующих лет (что составит 28,8 % общего объёма капитальных вложений) придётся на средства Фонда национального благосостояния. Согласно документу, Минфин России в 2024 году приобретёт за счёт средств ФНБ облигации Государственной корпорации Ростех. Облигации со ставкой купона 1,5 % будут выпущены на 15 лет, при этом будет предусмотрен льготный период по выплате купонного дохода в два года – в этот период доход будет капитализироваться, также под полтора процента годовых. Наконец, 380 млрд 920 млн 070 тыс. рублей в ценах соответствующих лет придётся на банковское финансирование. Средства участников инвестпроекта будут внесены в объёме амортизации, формируемой в рамках реализации проекта.
Инвестпроект состоит из двух фаз: до 2030 года будет идти фаза строительства, когда будет проводиться подготовка производственных комплексов к выпуску запланированных объёмов воздушных судов, а также проведение технологического перевооружения предприятий авиапромышленности. В последующем десятилетии наступит фаза эксплуатации, в которой производственные мощности авиастроения будут выведены на запланированный уровень, позволяющий удовлетворять как внутренний, так и внешний спрос на авиатехнику. Согласно оценкам, приведённом в паспорте инвестпроекта, до 2040 года рынок отечественных гражданских авиалайнеров производства ОАК оценивается в 1869 самолётов, из которых 342 – SJ-100, 990 МС-21-310, 190 Ил-114-300, 315 Ту-214 и 32 Ил-96-300.
На что потратить?
Инвестпроект предполагает реализацию шести проектов, каждый из которых имеет по несколько подпроектов.
Первый проект связан с расширением производственных мощностей самолётостроительных предприятий, по каждому типу воздушных судов предусмотрены отдельные подпроекты. Так для организации серийного производства МС-21-310 предполагается провести техническое перевооружение механосборочного, агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного производств, реконструкцию гальванического корпуса, расширение логистического центра на Иркутском авиационном заводе. Также в Иркутске предполагается реконструкция очистных сооружений, строительство подстанции и модернизация общезаводской инфраструктуры и вспомогательного производства. Помимо этого, будет проведено техперевооружение производственных мощностей на ульяновском и казанском предприятиях компании "Аэрокомпозит", задействованных в выпуске крыла МС-21-310 и деталей и сборочных единиц крыла, агрегатов механизации и хвостового оперения. Будет профинансировано создание центра специализации по сборке дверей в Комсомольске-на-Амуре, создание центра механообработки в Москве, освоение дублирующего производства подкилевого отсека в Нижнем Новгороде, развитие агрегатного производства в Ульяновске, техперевооружение производства в Воронеже, ответственного за выпуск пилонов, трубопроводов, гидробаков и деталей из композитов.
Несколько меньше позиций в плане мероприятий по организации производства SJ-100, так как за более чем 10 лет серийного выпуска Sukhoi Superjet 100 большинство "узких мест" уже было расшито. Тем не менее, и по "Суперджету", и по Ту-214, и по Ил-96-300 просчитаны мероприятия по техперевооружению производств и эти проекты будут профинансированы.
Второй проект связан с организацией серийного производства двигателей ПД-14 для МС-21-310, ПД-8 для SJ-100, ПС-90А для Ту-214 и Ил-96-300, а также ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300. "Объединенная двигателестроительная корпорация" в рамках проекта осуществит строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, техническое перевооружение и приобретение оборудования, создание объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование производственных площадок для выпуска необходимого количества авиадвигателей. Помимо этого, будет выполнен комплекс работ по расширению условий эксплуатации двигателей и по импортозамещению покупных комплектующих изделий в двигателях.
Участником третьего проекта станет АО "Технодинамика", которому предстоит провести техперевооружение и расширение производственных мощностей под выпуск SJ-100, МС-21-310, Ил-114-300 и Ту-214. Аналогично, свои возможности в рамках четвёртого проекта расширит производитель средств авиационной связи АО "НПП "Полёт", в рамках пятого проекта – компании, входящие в Концерн "Радиоэлектронные технологии".
Шестой проект предполагает создание системы послепродажного обслуживания. В его рамках ОАК и ПАО "Яковлев" создадут инфраструктурную базу для обучения авиационного персонала, усовершенствуют систему техобслуживания и ремонта воздушных судов, систему материально-технического обеспечения. Развитие получит IT-система поддержки заказчика. Наконец, в инновационном центре "Сколково" будет введена в эксплуатацию вторая очередь учебного центра для программы МС-21.
Риски есть, но они под контролем
Среди ключевых рисков в паспорте инвестпроекта выделяются риски недофинансирования, рыночные и конъюнктурные риски, а также технологический и инфраструктурный риск. Остальные риски считаются средними или низкими.
Риск недофинансирования связан с тем, что проектом предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на компенсацию разницы между фактическими затратами на производство воздушных судов с учетом нормы рентабельности и стоимостью их реализации по директивной цене. Парировать его предлагается за счёт утверждения правил предоставления субсидий, предусматривающих реальную стоимость производства воздушных судов и гибкое управление программой производства. Также к рискам недофинансирования относятся риски увеличения стоимости заёмного финансирования и рост объёмов заёмного финансирования в связи с увеличением стоимости инвестпроекта.
Рыночные риски связаны с колебаниями курса рубля, ростом ключевой ставки и повышением инфляции. Конъюнктурный риск связан с тем, что сегодня, в условиях санкций, самолёты отечественного производства являются безальтернативным выбором для российских авиакомпаний, но, по мере насыщения внутреннего рынка, дальнейшие продажи будут зависеть от конкурентоспособности продукции. Наконец, технологический и инфраструктурный риск связан с затруднением в поставке необходимого оборудования, а также поддержания уже поставленного оборудования в исправном состоянии в условиях санкций.
Больше инвестпроектов, по самолётам и вертолётам
Утверждённый паспорт инвестиционного проекта стал четвёртым, нацеленным на реализацию Комплексной программы. Было бы уместно напомнить о первых трёх.
"Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов" предусматривает, что в период до конца 2025 года будет произведено и поставлено группе "Аэрофлот" 18 самолётов МС-21-310, 34 самолёта SJ-100 и 11 самолётов Ту-214. Для снижения эффективной ставки лизинга из средств ФНБ будет привлечено 175,4 млрд рублей.
Второй инвестпроект под названием "Приобретение вертолетов отечественного производства для последующей передачи в лизинг для нужд российских авиакомпаний" предусматривает производство и передачу в 2023-2025 годах 86 вертолётов Ми-8АМТ / Ми-8МТВ-1. Российские авиакомпании выступят получателями 26 единиц в 2023 году и по 30 штук в 2024 и в 2025 годах. Общая стоимость проекта составит 44,5 млрд рублей (100 % средств ФНБ). Финансирование по этому проекту уже открыто – 28,2 млрд рублей было выделено в 2023 году, 16,3 млрд рублей будет доведено в 2024 году. Средства ФНБ направлены на приобретение Минфином России облигаций "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК).
Наконец, третий инвестпроект "Приобретение воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе" предусматривает производство и передачу в 2024-2026 годах для нужд единой дальневосточной авиакомпании АО "Авиакомпания "Аврора" 39 воздушных судов отечественного производства. В это количество входят восемь самолётов SJ-100, 10 ЛМС-901 "Байкал", а также 21 вертолёт Ми-171А2 и Ми-171А3. Общая стоимость проекта – 55,1 млрд рублей, при этом 90 % средств будет выделено из ФНБ. Финансирование этого проекта также уже открыто – ГТЛК в 2023 году получила первые средства ФНБ за свои облигации в размере 33,5 млрд рублей, в последующие годы будет размещено облигаций ещё на 9,5 млрд и 6,6 млрд рублей соответственно.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции